«Динамика и прочность подвижного состава железных дорог»

Основатели школы – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Евгений Николаевич Никольский и доктор технических наук, профессор Анатолий Алексеевич Камаев.

С 1959 г. по 1979 г. Е.Н. Никольский работал заведующим кафедрой «Вагоностроение» БИТМа. Им проделана большая работа по формированию общей направленности подготовки инженеров по вагоностроению. Он один из авторов учебников «Вагоны», «Расчет вагонов на прочность».

Профессор Никольский Е.Н. является ведущим ученым нашей страны в области строительной механики вагонов, имеет более 90 научных работ,
в том числе 8 книг. Отдельные его работы опубликованы в изданиях АН СССР, а также в зарубежных изданиях.

Он автор монографии «Оболочки с вырезами типа вагонных кузовов», получившей признание и широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом. Теоретические методы, разработанные Е.Н. Никольским, по своему значению выходят за рамки вагоностроения и являются существенным вкладом в строительную механику и классическую теорию упругости. Предложенные им прикладные методы расчета вагонных конструкций и в настоящее используются вагоностроительными заводами при проектировании новых конструкций.

Е.Н. Никольский внес существенный вклад в развитие советско-венгерских научных связей, неоднократно консультировал представителей Будапештского технического университета (в настоящее время Будапештский университет технологии и экономики), публиковался в трудах университета и АН Венгрии. Ему присвоено звание Почетного доктора университета.

Никольский Е.Н. проводил большую работу по подготовке научных кадров. Им подготовлено 32 кандидата технических наук, под его руководством выполнены две докторские диссертации.

За заслуги в области высшего образования в 1973 и 1979 годах Е.Н. Никольский награжден Министерством В и ССО СССР знаком «За отличные успехи в работе», в 1975 г. ему присвоено почетное звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Профессор Никольский Е.Н. вел общественную работу, являясь руководителем секции «Вагоностроение» Головного Совета по транспортным средствам Министерства В и ССО РСФСР.

Принципиальность, честность, высокая культура, заботливое и внимательное отношение к товарищам и ученикам, научные заслуги снискали ему большой авторитет среди преподавателей института и студентов, а также среди специалистов по вагоностроению и строительной механике.

Все воспитанники Е.Н. Никольского с большой благодарностью и любовью вспоминают его и гордятся тем, что им посчастливилось учиться у него.

Деятельность Е.Н. Никольского высоко оценена государством, он награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также десятью медалями, в том числе медалью «За отвагу» и «За трудовое отличие».

А.А. Камаев в 1953 г. стал заведующим кафедрой «Паровозостроению» БИТМа, с 1958 г. по 1991 г. – заведующим кафедрой «Локомотивостроение».

В 1959 году А.А. Камаев успешно защитил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта докторскую диссертацию, в основу которой был положен созданный им оригинальный метод физического моделирования движения железнодорожных экипажей в кривых участках пути. Этот метод рассматривался и оценивался учеными и специалистами как принципиально новое направление в исследованиях динамических процессов, возникающих при движении железнодорожных экипажей. Работы А.А. Камаева признаны первыми в истории транспортной механики исследованиями на моделях движения рельсовых экипажей в кривых. Основные положения метода опубликованы в трудах БИТМа (вып. № 17, 1957 г. и вып. № 20, 1961 г.).

Исследования, выполненные на кафедре «Локомотивостроение» под руководством А.А. Камаева в 1962-1987 г.г. методом физического моделирования, оказали неоценимую практическую пользу конструкторам локомотивов в деле осмысления и оценки результатов технического поиска лучших схем и параметров экипажной части локомотивов. За участие в работе по созданию восьмиосного маневрово-вывозного тепловоза ТЭМ7 А.А. Камаев и коллектив кафедры награждены Дипломом Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Всесоюзного центрального совета профсоюзов.

В 1962 году А.А. Камаеву присвоено ученое звание профессора. Он в течение 5 лет был членом Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР по присуждению ученых степеней и званий, членом специализированных советов БИТМа и ЛИИЖТа по защите кандидатских и докторских диссертаций.

А.А. Камаев награждался Почетными грамотами Минвуза СССР и РСФСР, Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, Президиума центрального правления НТО Машпрома, имел Благодарность Президента Российской Федерации.

В настоящее время продолжили деятельность научной школы Е.Н. Никольского д.т.н., профессор В.П. Лозбинев и д.т.н., профессор В.В. Кобищанов.

Профессор Лозбинев В.П., Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации подготовил восемь кандидатов и одного доктора технических наук по специальности 05.22.07 – «Подвижной состав железных дрог, тяга поездов и электрификация». Он имеет ряд монографий и учебных пособий. Его научное направление – разработка методов оптимизации несущих конструкций кузовов вагонов.

Профессор Кобищанов В.В., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации в 1999 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.22.07.

За время научно-педагогической деятельности опубликовал более 200 научных работ. Являясь научным руководителем аспирантов, подготовил 13 кандидатов технических наук, в том числе за последние пять лет – 5.

В 2001 г. утвержден ВАК Минобразования России председателем диссертационного совета при БГТУ, которым руководил до 2008 г. Является членом диссертационного совета при МГУ путей сообщения (МИИТ). В 2001 г. избран академиком Российской академии транспорта.

Приказом 1458 от 31.12.2013 г. Минобрнауки России включен в состав экспертного совета ВАК по транспорту.

По его инициативе и при непосредственном участии в 1997 г. заключен договор о сотрудничестве между Брянским государственным техническим университетом и Будапештским университетом технологии и экономики, Венгрия. В рамках этого сотрудничества как представитель России с 1998 г. является постоянным членом Международного научного комитета конференций «Railway Bogies and Running Gears» Будапешт, Венгрия (1998-2013).

Успешно руководит научно-исследовательской работой кафедры. Результаты исследований последних пяти лет использованы на ряде вагоностроительных предприятий: при моделировании несущей конструкции рамы шпинтонной тележки вагонов метро; при проектировании и изготовлении несущей конструкции кузовов пассажирского вагона («Невский экспресс») и двухэтажного вагона; при создании новой отечественной конструкции одноосной тележки для пассажирского вагона; при разработке подсистемы САПР вписывания пассажирских вагонов в габарит.

За период с 2007 г. при его научном руководстве выполнялись хоздоговорные научно-исследовательские работы для ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения», ОАО «Бежицкий сталелитейный завод», ЗАО УК «Брянский машино-строительный завод».

Продолжатель научной школы профессора Камаева А.А. д.т.н., профессор Михальченко Г.С. заведовал кафедрой «Локомотивостроение» с 1991 г. по 2011 г. В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по специальности 05.22.07. Имеет более 200 научных публикаций, в том числе учебник с грифом Министерства «Теория, конструкция локомотивов», 2006 г.; ряд учебных пособий. Является автором восьми патентов на изобретения, подготовил шесть кандидатов технических наук.

Доцент, к.т.н. Симонов В.А., ученик Камаева А.А., активно занимается разработкой и развитием программного комплекса «Универсальный механизм» под руководством д.ф.-м.н., профессора Погорелова Д.Ю., получившего международную известность.

Профессор Погорелов Д.Ю. занимается разработкой уникальных программных комплексов оценки динамической нагруженности различных машин, в том числе железнодорожного подвижного состава. Им опубликовано более 60 научных работ, подготовлены 2 кандидата технических наук и
2 кандидата физ.-мат наук. Проводит существенные договорные научно-исследовательские работы, в том числе в рамках грантов РФФИ.

Под руководством профессоров, д.т.н. Кобищанова В.В., д.т.н. Михальченко Г.С., д.ф.-м.н. Погорелова Д.Ю. развивается научная школа моделирования нагруженности подвижного состава (вагонов, локомотивов) железных дорог, совершенствование их конструкций.

На кафедре «Подвижной состав железных дорог» имеются аспиранты и молодые специалисты, занимающиеся исследованиями в рамках научной школы и подготовкой кандидатских диссертаций по специальности 05.22.07.